1
2
Структура программы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации
образованию
Программы по дополнительному
1.3. Основные принципы обучения
1.4. Целевые ориентиры освоения Программы
1.5. Планируемые результаты освоения детьми Программы
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1.Cодержание образовательной деятельности по Программе
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы
2.3. Взаимодействие с родителями
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
3.2. Методическое обеспечение Программы
3.3. .Список литературы
3
1. Целевой раздел программы
1.1.Пояснительная записка
Современные дети живут в эпоху информатизации, компьютеризации и
роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы
человеческой
жизнедеятельности и вызывают интерес к современной техники.
Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов,
игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям раннего возраста
интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как
это устроено.
Специально разработанные конструкторы спроектированы таким образом, чтобы
ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о
современной науке и техники и освоить ее.
Техника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей
промышленности. Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без
механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов
питания, пошив одежды, сборку автомобилей, контроль сложных систем управления и т.
д. В США, Японии, Корее, Китае в ряде европейских государств робототехника
развивается семимильными шагами. Уже с детского сада имеют возможность посещать
клубы и инновационные центры, посвященные робототехнике и высоким технологиям.
Япония – страна, где модернизация и робототехника возведены в культ. Именно поэтому
мы наблюдаем высокоскоростной технологический рост в стране.
В России для детей предлагается целый спектр знаний, но, к сожалению, крайне
мало представлено такое направление, как научно – техническая деятельность. А ведь оно
вскоре будет очень востребовано и престижно в будущем.
Именно по этой причине была разработана программа кружка для детей старшего
дошкольного возраста, основными идеями которого являются:
- конкретизация принципа интегрированного подхода в образовательной и
воспитательной работе с детьми, что соответствует Федеральным государственным
образовательным стандартам;
- внесение новых элементов взаимодействия и сотрудничества между детским садом
и родителями;
- отражение принципиально новых идей, которая облегчит возможность раскрытия
его собственного потенциала, и позволит свободно действовать, познавая эту среду, а
через неё и окружающий мир.
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании
и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит
интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится
выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и
предметами. Внедрение технологии в ДОО происходит посредством интеграции во все
образовательные области, как в совместной организованной образовательной
деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня. В процессе
конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая
детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет,
длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность
и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Конструирование развивает и речевые
навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что
формирует также коммуникативные навыки.
4
На наш взгляд, одна из основных целей в конструировании научить детей
эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений,
интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.
Программа центра конструирования и моделирования «Увлекательный техномир»
- не просто занятия по конструированию, а инновационный образовательный инструмент.
Подобные занятия – это своеобразная тренировка навыков. На этом этапе уже можно
увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы стране.
1.2.Цели и задачи реализации программы
Цель: познакомить детей с основами робототехники и конструирования, научить
правильно читать инструкцию и грамотно организовывать процесс конструирования.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
обучать решению технических задач на практике в процессе конструирования моделей
объектов окружающей действительности;
использовать готовые инструкции – схемы и поэтапно собирать модель;
подсоединять модель к электронным частям.
познакомить с простейшими механизмами и принципами их работы.
учить конструировать простые механизмы.
Воспитательные задачи:
формировать культуру общения и умение вести себя в коллективе;
формировать творческое отношение к выполняемой работе.
Развивающие задачи:
проявлять лидерские качества и коммуникационные навыки в небольших группах;
развивать творческие способности и логическое мышление детей;
развивать мелкую моторику рук.
1.3.Основные принципы обучения
Принцип развивающего обучения (обучение ведет за собой развитие);
Принцип научности (ребенку должны предъявляться реальные, научно обоснованные
знания);
Принцип наглядности (обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка);
Принцип систематичности и последовательности (соотнесение целей и задач обучения с
уровнем развития, подготовленности детей);
Принцип доступности (Я. А. Коменский определял так: от близкого к далекому, от
легкого к трудному, от известного к неизвестному);
Принцип осознанности и активности (И. Я. Лернер утверждал, что необходимо развивать
у ребенка рефлексирующую позицию в обучении: как я узнал, что не знаю, как думал
раньше, почему ошибался, что хочу знать);
Принцип индивидуального подхода к детям.
1.4 Целевые ориентиры освоения Программы:
- Ребенок проявляет инициативу в познавательно-исследовательской деятельности,
общении, конструировании; интерес;
- Проявляет самостоятельность в создании рисунков, схем будущей постройки, модели;
- Способен выбирать участников совместной деятельности;
- Взаимодействует со сверстниками и взрослым;
- Обладает умением создавать замысел и воплощать его;
- Обладает умением создавать постройки по образцу, по схеме;
- Способен подсоединить модель к электронным частям;
5
- Способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
- Адекватно проявляет свои чувства, старается разрешить конфликты;
- Развита крупная и мелкая моторика; наглядно-образное мышление;
- Может соблюдать правила безопасного поведения при конструировании;
- Проявляет любознательность, задает вопросы взрослому и сверстникам;
- Интересуется причинно-следственными связями;
- Обладает воображением, различает условную и реальную ситуации в игре.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Что дети должны знать:
правила безопасной работы;
основные компоненты инновационных конструкторов;
основные приёмы конструирования;
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
и уметь:
использовать готовые инструкции – схемы и поэтапно собирать модель;
подсоединять модель к электронным частям;
демонстрировать технические возможности моделей;
работать в команде и постоянно общаться как с воспитателем, так и со сверстниками при
сборке своей модели.
2. Содержательный раздел Программы
Программа рассчитана на 1 год реализации.
6
2.1. Календарно-тематический план
№
Названия разделов и тем
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
2.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
3.
1.1.
1.2.
4.
1.1
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
5.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
Итого
часов
Автомобили
Карт
Родстер
Гоночный автомобиль
Джип, коляска
Буксирный автомобиль
Техника
Портовый кран
Подъемник
Стройплощадка
Кран борт
Воздушный транспорт
Вертолет
Самолет
Роботы
Робот-утенок
Робот-пожарная машина
Годзилла, динозавр
Чух-чух! Робот-поезд
Робот-лыжник
Динозавр, щенок, робот
Механизмы
Мельница
Конвеер
Фонарик, телеграф
Вентилятор
Двигатель
Машина «Времени»
Качели
Тема/неделя
1 неделя
«Путешествие в
игровую
галерею»
Общее
количество
часов
1
1
1
1
1
2
1
2
2
1
1
1
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
30
Перспективный план на сентябрь
Задачи
Совместная
Развивающая среда
деятельность с
детьми
Познакомить с новыми Познакомить
Конструктор
конструкторами.
детей с новыми
«Полидрон»,
Развивать у детей
видами
магнитный
желание
конструкторов
конструктор
экспериментировать.
(плоскостным,
«Клик»,
механическим,
конструктор
электронным
железный
магнитным), с
«Механик-набор3»,
приложениями,
конструктор «4
основными
робота» Sensing
крепежными
версия 1.2,
деталями.
«Эврики»,
конструктор
Взаимодейс
твие с
родителями
Посетить
игровую
галерею
«Ярмарка
конструкто
ров».
7
«Джиорелло»,
электронный
конструктор
«Знаток»,
конструктор
«Фишертехник»,
конструктор
«Морпхун-8
роботов»
2 неделя
«Динозавр»,
«Годзилла»
Упражнять в создании
постройки по образцу,
развивать воображение,
воспитывать дружеские
отношения между
сверстниками.
3 неделя
«Машина для
шестерых»
Сформировать у детей
представление о
различных видах
машин, развивать
наглядно-образное
мышление,
воображение.
Формировать у детей
представление об
устройстве дома,
развивать мышление,
воображение.
4 неделя
«Дом»
1 неделя
«Щенок»
2 неделя
«Робот»
Игра «Вопросответ»
Как выглядит
динозавр?
Каких мы знаем
динозавров?
презентация
Показ
презентации
«Машины
различных видов
и конструкций»
Конструктор «8
роботов «Морпхун»
Наглядность
(рассматривание с
детьми схем
сборки).
Конструктор
«Полидрон»,
иллюстрации
видов транспорта,
алюбомы.
Беседа «Дома»,
фотоальбом
«Родной город».
Магнитный
конструктор
«Клик»,
фотоальбом
«Родной город»,
буклеты «Города
России»
Перспективный план на октябрь
Упражнять в
Беседа о
Конструктор
создании постройки
домашних
«Морпхун-8
по образцу, развивать животных
роботов»,
воображение,
Игра «Вопросиллюстрации и
формировать
ответ»
открытки о
представления об
Опишите щенка? собаках.
окружающем мире.
Где живут?
Чем питаются?
Расширять знания
детей об истории
робототехники;
упражнять в
плоскостном
моделировании;
развивать
воображение,
внимание,
сообразительность.
Игра «Робот».
Один из группы
выбирается
роботом, а
остальные дети испытатели
робота.
Испытатели
должны спрятать
любой предмет
от робота. Они
дают роботу
Конструктор
«Полидрон»,
тематический
альбом «Роботы».
Привлечь
родителей к
созданию
альбома
«Машины
разных
видов».
Передвижна
я
библиотечк
а (журналы)
Индивидуальная
беседа с
родителями
Егора Б.
«Интересы
ребенка»
Привлечь
родителей к
созданию
альбома
«Роботы».
8
3 неделя
«Водяная
мельница»
Развивать зрительное
восприятие,
мышление.
4 неделя
«Вертолёт»
Расширять
представление детей
о воздушном
транспорте,
развивать основы
механики.
1 неделя
«Коляска»
2 неделя
«Тауэрский
мост»
3 неделя
«Колесный
пароход»
4 неделя
«Вентилятор»
1 неделя
«Джип»
команды (вправо,
влево, вверх,
вниз, наклонись,
обернись и т.д.),
пока робот не
найдет
спрятанный
предмет.
Беседа об
Магнитный
истории водяной конструктор
мельницы.
«Клик», картинки
о мельницах.
Загадки о
воздушном
транспорте.
Конструктор
«Фишертехник»,
картинки о
воздушном
транспорте.
Перспективный план на ноябрь
Развивать связную речь,
Составить рассказ о
словесно-логическое
том, какие бывают
мышление, воображение.
коляски, о их
назначении.
Расширять
представления
детей
о
мостах
(их
назначении,
строении);
развивать
интерес
к
творческой деятельности;
обогащать словарь детей.
Учить выделять в постройке
функциональные части;
развивать конструктивные
навыки, воображение.
Продолжать учить детей
сооружать модель по схеме;
учить названия деталей
схемы; расширять
представления о строении и
принципах работы
вентилятора; с
пособствовать развитию
интереса к технике.
Развивать
логическое
мышление,
Индивидуальная
беседа с
родителями Ромы
«Интерес ребенка
к
конструированию
дома»
Вспомнить, какие
бывают мосты, их
основные части,
рассмотреть
иллюстрации.
Конструктор
«Механикнабор3», схемы
и предмет
коляска.
Конструктор
«Полидрон»,
наглядностьфотоальбом
«Мосты».
Презентация
«История создания
парохода».
Магнитный
конструктор
«Клик»
Познавательный
мультипликационны
й фильм
«Вентилятор»,
загадки про
вентилятор.
Электронный
конструктор,
схемы.
Перспективный план на декабрь
Игра «Вопрос –
Конструктор
ответ»
«Механик(виды транспорта)
набор3»,
Заочная
консульта
ция
«Развитие
инженерн
ого
мышлени
я детей 57 лет».
День открытых
дверей
9
аналитическое
наглядность.
мышление;
развивать
координацию
движений,
крупную и
мелкую моторику.
2 неделя
Продолжать учить Сюжетно – ролевая
Конструктор
«Космический детей
игра «Космический
«Полидрон»,
корабль»
конструировать
полёт»
схемы,
по схемам,
наглядность
развивать
«Космос».
воображение,
конструктивное
мышление.
3неделя
Закрепить с
Игра «Чудесный
Магнитный
«Треугольная
детьми объёмные мешочек».
конструктор
пирамида»
геометрические
«Клик»
(тетраэдр)
фигуры; развивать
зрительное
восприятие и
мышление.
4 неделя
Научить приемам Подвижная игра
Конструктор «4
Буклет
«Робот-утенок» сборки модели;
«Роботы».
робота» Sensing
«Конструируем
учить воплощать
версия 1.2,
дома»
задуманное в
схемы.
строительстве.
Перспективный план на январь
1 неделя
Упражнять в создании Презентация
Конструктор
«Робот-утенок» постройки по образцу; «Птицы на воде»
«4 робота»
развивать
Sensing версия
наблюдательность,
1.2, схемы.
воображение,
развивать у детей
интерес к получению
конечного результата.
2 неделя
Формировать
Обыгрывание
Конструктор
Привлечь
«Внедорожник» конструкторские
моделей.
«Полидрон»,
родителей к
умения и навыки;
иллюстрации
созданию
развивать образное
на тему
альбома
мышление, мелкую
наземного
«Великие
моторику. Обогащать
транспорта.
ученыепредставления детей о
механики»
наземном транспорте.
Совершенствовать
навыки соединения
деталей конструкции.
3 неделя
Развивать зрительное Рассмотреть
Магнитный
«Мост»
восприятие и
иллюстрации с
конструктор
мышление,
мостами.
«Клик»,
формировать
фотоальбом
познавательный
«Мосты».
интерес.
4 неделя
Развивать умение
Беседа об истории
Конструктор
Творческая
10
«Мельница»
соблюдать
последовательность
возведения
конструкции; учить
основам механики;
развивать
воображение.
создания
мельницы.
«Джиорелло»,
схемы,
наглядность.
Перспективный план на февраль
1 неделя
Обогащать словарь,
Беседа «Чем
Конструктор
«Портовый кран» развивать
полезен портовый
«Фишертехник»,
любознательность,
кран человеку?»
схемы,
формировать навыки
наглядность.
монтажа и
демонтажа.
2 неделя
Формировать
Рассмотреть
Конструктор
«Ракета»
обобщенные
иллюстрации и
«Полидрон»,
представления о
проанализировать
схемы, картинки
данных видах
их с детьми.
ракет.
техники; развивать
конструкторские
навыки; развивать
пространственное
мышление.
3 неделя
Развивать мышление, Сюжетно- ролевая
Конструктор
«Стройплощадка» воображение,
игра «Строитель»,
«Фишертехник»,
рассматривание
внимание,
иллюстрации.
иллюстраций с
интеллектуальные
способности ребенка. изображением
строек, наблюдение
за стройкой домов
около детского сада.
4 неделя
Продолжать учить
Беседа об истории
Электронный
«FM –
детей сооружать
создания радио.
конструктор
радиоприемник» модель по схеме;
«Знаток»,
учить названия
схемы,
деталей схемы;
иллюстрации.
расширять
представления о
строении и
принципах работы
ради
оприемн
ика; способствов
ать развитию
интереса к технике.
Перспективный план на март
1 неделя
Развивать навыки
Отгадывание загадок Электронный
«Робот-лыжник» работы в команде,
о зимних видах
конструктор
развивать
спорта,
«4 робота»
воображение,
рассматривание
Sensing
восприятие,
тематического
версия 1.2,
развивать крупную альбома.
«Эврики»,
и мелкую моторику
буклет
мастерская
«Строим
вместе»
Буклет
«Игрыголоволомки
для развития
мышления
детей 5-7
лет»
11
2 неделя
«Драгстер»
3 неделя
«Трёхэтажный
дом».
4 неделя
«Чух-чух! Роботпоезд»
1 неделя
«Кран-борт»,
«Самолет»
2 неделя
«Катер»,
«Пожарная
машина»
3 неделя
«Ветряная
мельница»
обеих рук.
Сформировать у
детей
представление о
различных видах
машин, развивать
мышление,
воображение.
Расширить знания
детей о домах,
развивать
логическое
мышление.
Игровая ситуация
«Большие гонки»
Развивать умение
соблюдать
последовательность
возведения
конструкции;
способствовать
развитию
пространственного
и технического
мышления.
Обыгрывание
построек, муз. игра
«Поезд».
Рассмотреть
иллюстрации и
проанализировать их
с детьми.
«Зимние виды
спорта».
Конструктор
«Полидрон»,
раскраски
машин.
Привлечь к
созданию
фотоколлажа
«Конструируем
дома».
Магнитный
конструктор
«Клик»,
буклеты
«Города
России».
Электронный
конструктор
«4 робота»
Sensing
версия 1.2,
«Эврики»,
схемы,
картинки
«Виды
транспорта».
Перспективный план на апрель
Развивать
Презентация
Конструктор
логическое
«Транспорт».
«Механикмышление,
набор3»
аналитическое
Наглядность
мышление;
(рассматривание с
развивать
детьми схем
координацию
сборки).
движений, крупную
и мелкую моторику.
Формировать
Обыгрывание
Конструктор
конструкторские
построек. Решение
«Полидрон», «4
умения и навыки;
различных
робота» Sensing
развивать образное ситуаций.
версия 1.2,
мышление, мелкую
электронный
моторику.
конструктор
Обогащать
«Эврики», схемы,
представления
картинки
детей о водном
различных
транспорте.
ситуаций.
Совершенствовать
навыки соединения
деталей
конструкции.
Развивать
Рассказать детям об Магнитный
зрительное
истории ветряной
конструктор
восприятие,
мельницы.
«Клик»,
логическое
наглядность.
Заочная
консультация
«Развитие
логического
мышления у
детей 5-7 лет»
12
4 неделя
«Вертолет»,
простые
механизмы,
различные
передачи
(зубчатая,
ременная,
ленточная,
лебедка)
мышление,
формировать
познавательный
интерес
Формировать
Беседа о механизме
конструкторские
работы вертолета.
умения и навыки;
учить основам
механики; развивать
логическое
мышление;
развивать
воображение.
Конструктор
«Джиорелло» ,
схемы,
наглядность.
Перспективный план на май
Формировать
Обсуждение и
Конструктор по Анкетирование
умение создавать обыгрывание
выбору детей,
«Результаты
замысел и
построек.
альбомы,
работы кружка»
реализовывать
буклеты, схемы,
его; учить
картинки,
воплощать
предметы.
задуманное в
строительстве;
развивать
воображение.
2 неделя
Продолжать учить Обыгрывание
Конструктор
«Качели»
детей
построек.
«Фишертехник»,
конструировать
картинки о
по схемам,
парках, качелях,
развивать
каруселях.
воображение,
конструктивное
мышление;
развивать интерес
к творческой
деятельности;
3 неделя
Формировать
Обыгрывание
Конструктор
По замыслу
умения создавать построек.
«Клик»,
замысел и
«Полидрон»,
реализовывать
«Фишертехник»,
его, продумывать
«Джиорелло»,
этапы
схемы, альбомы,
буклеты,
строительства,
картинки.
распределять
работу
развивать
воображение.
4 неделя
Расширить знания Беседа о том, какие Электронный
«Телеграфный
детей о механизме бывают лампы и об конструктор
тренажер», работа работы
их назначении. Что «Знаток»,
по другим
электрической
такое телеграф.
схемы.
схемам,
лампы;
Загадки о
1 неделя
По замыслу
13
составление схем
самостоятельно
продолжать учить
детей сооружать
модель по схеме;
учить названия
деталей схемы;
способствовать
развитию
интереса к
технике.
лампочке,
телеграфе.
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы
Форма занятий: занятия построены в форме сказок и интересных историй, которые
понятны детям. Дети конструируют по замыслу, по образцу, по теме, по чертежам и
схемам. Таким образом, через простую и понятную игру ребенок делает свои первые
шаги в конструировании и робототехнике.
Методы организации и осуществления занятий:
1. Перцептивный аспект (восприятие):
а) словесный метод (рассказ, беседа, инструктаж, объяснение);
б) наглядный метод (демонстрации презентаций, фотографий, показ, работа по
инструкции);
в) практический метод (использование детьми на практике полученных знаний и
увиденных приемов работы, упражнения, сборка моделей).
2. Гностический аспект (методы, характеризующие усвоение нового материала
детьми):
а) иллюстративно – объяснительный метод;
б) репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
в) проблемный метод (постановка проблемы и поиск решения, метод проблемного
изложения) дается часть готового задания;
д) частично-поисковый метод (выполнение вариативных заданий);
е) метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации,
познавательные задачи, похвала, поощрение)
3. Логический аспект (мыслительная операция):
а) синтез и анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
2.3. Взаимодействие с родителями в процессе обучения:
Задачи сотрудничества с родителями:
- установка партнерских отношений с семьей каждого обучающегося;
- объединение усилий педагога и родителей для полноценного развития и воспитания;
- создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Интерактивные групповые формы:
- игровая галерея «Ярмарка конструкторов»;
- день открытых дверей;
- творческая мастерская;
- заочная консультация;
- наглядно-текстовая информация (фотоколлаж);
- передвижная библиотечка (книги, журналы, буклеты);
- анкетирование.
Индивидуальные формы:
14
- просветительская работа;
- индивидуальная консультация (беседа).
3.Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы включает в себя
конструкторы нового поколения:
- электронный конструктор «Знаток»;
- железный конструктор «Механик-набор3»;
- магнитный конструктор «Клик»;
- конструктор «Джиорелло»;
- конструктор «Фишертехник»;
- конструктор «Полидрон»;
- электронный конструктор «4 робота» «Sensing» версия 1.2;
-электронный конструктор «Эврики»-поезд 4в1;
- конструктор «Морпхун» «8 роботов».
3.2 Методическое обеспечение Программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий:
общее количество часов в год 30 часов
количество часов и занятий в неделю: 1 раз в неделю не более 30 минут;
3.3. Педагогическая диагностика проводится в игровой форме, включает в себя ряд
заданий, а также метод наблюдения в ходе совместной с детьми конструктивной
деятельности (приложение №1).
3.4. Литература:
1.
Fischertechnik – основы образовательной робототехники: учебнометодическое пособие, 2012.- 38 с.
2.
Ишмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях
введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.- метод. центр
образоват. робототехники. — М.: Изд.- полиграф. центр «Маска», 2013. — 100 с.
3.
Конюх, В. Л. Основы робототехники/ В.Л. Конюх. – М.: Феникс, 2008.
4.
Филиппов, С.А. Робототехника для детей и родителей/ С.А. Филиппов,
Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с.
5.
Шайдурова, Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности:
справочное пособие/ Н.В. Шайдурова. - ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.