ЛОГОРИТМИКА

Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Методика и содержание программы
1.3. Характеристика особенностей развития детей
1.4. Характеристика разделов программs
2. Организационный раздел

2.1.Организация образовательного процесса
2.1. Планирование занятий

2.2 Материально-техническое обеспечение
3. Содержательный раздел
3.1. Учебно-тематический план. …………………………………………………….
3.2. Первая младшая группа. Дети 2-3 гола Первый год обучения
3.3. Перспективный план занятий по программе «Логоритмика»
I ая младшая группа
Используемая литература

3
5
5
5
6
6

7
7
7
7
7
9
14

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого
человека. Именно в эти годы закладывается основы здоровья, гармоничного умственного,
нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения
становятся его потребностью.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая
способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время
наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Все в нашем организме
подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма
тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный
ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче
усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду
необходимо проводить занятия игровая логоритмика.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой
функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения,
заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так
называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный
эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и
пр. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка,
совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться
в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность
преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с
использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на
здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например,
сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.
Цель программы: содействие всестороннему развитию личности дошкольника.
Профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания
слова, движения, ритма, гимнастики.
Задачи программы:
Речевое развитие
 развитие музыкально-речевых способностей
 использование музыкально-логопедической ритмики, как средства в проведении
оздоровительно - образовательного процесса
 преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых
психических функций ребёнка через музыку и движение;
 адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды;
Развитие музыкальности:
 развитие чувства ритма;
 развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
 развитие точности, координации движений
 развитие гибкости и пластичности;
 формирование правильной осанки;
 развитие умения ориентироваться в пространстве;
 обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
 привитие основных навыков в умении слушать музыку и передавать в движениях её
образное содержание;
 развитие творческого воображения и фантазии;
развитие способности к импровизации;
Развитие и тренировка психических процессов:
 развитие восприятия, внимания, памяти;
 развитие мышления, воображения , находчивости
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
 воспитание умения сопереживать другому;
 воспитание умения вести себя в группе
 воспитание чувства такта.
 развивать лидерство и инициативу
Укрепление здоровья детей:
 способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата
 формирование правильной осанки
 содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания,
кровообращения, сердечно- сосудистой и нервной систем организма
Совершенствование психомоторных способностей.
 Развивать мышечную силу, гибкость выносливость скоростно-силовые
и
координационные способности
 Содействовать развитию, умения согласовывать движения с музыкой
 Формировать навыки пластичности грациозности и изяществ танцевальных
движений и танцев
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
 Закон РФ «Об образовании» № 273 – ФЗ от 29.12.12 .
 Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением
Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором от 15.05.2013 №26 СанПиН
2.4.1.3049-13.
 Устав образовательного учреждения.
В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным усложнением
материала. На следующий год обучения пройденный материал подается на более высоком
уровне с учетом возрастных особенностей детей.
В подходе к каждой конкретной группе детей проявляется определенная гибкость,
учитывается при этом состав группы, физические данные и возможности детей.
1.2. Методика и содержание программы «Логоритмика».
Методы обучения, используемые в программе.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, Так в
программу входят следующие методики;
 логоритмика:
это
комплексная
методика,
включающая
средства
логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания (речь,
музыка и движение)
 ритмика: музыкально подвижные игры
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму,
облегчает процесс запоминания и освоения программы, повышает эмоциональный фон
4

занятий, способствует развитию мышления воображения и творческих способностей
ребенка.
1.3 Характеристика особенностей развития детей
Первая младшая группа (2-3)
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться
понимание речи. Количество понимаемых слов значительно возрастает. К трем годам они
осваивают основные грамматические структуры , пытаются сложные и сложноподчиненные
предложения, в разговоре с взрослыми используют практически все части речи.
Развитие активности детей при подпевании и пении. Развитие умения подпевать фразы
в песне
Развитие эмоциональности и образности восприятия музыки через движение.
Формирование способности воспринимать и воспроизводить движения , показываемые
взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершенствовать повороты кистей
рук)
Формировать умение начинать движение с началом музыки заканчивать с ее
окончанием, передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет)
Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную,
менять движение с изменением характера музыки или содержания песни.
Называет музыкальные инструменты: погремушка, бубен, ложки, маракасы, бубенцы
Формировать навыки ориентировки в пространстве.
1.4.Характеристика разделов программы
Раздел «Игроритмика» - содержит упражнения: Пальчиковые, речевые, музыкально
– двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой
моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения.
Раздел
«Ритмопластика» являются ведущим видом деятельности. Здесь
используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации,
соревнования, все то что требуется для достижения поставленной цели при проведении
занятий по ритмопластике.
Раздел «Логопедические распевки» - пропевание звуков и слогов под музыку,
используются приемы имитации,
Все разделы опираются на связь слова, музыки и движения. Взаимоотношения
указанных компонентов могут быть разнообразными с преобладанием одного из них.
Движение и речь выступает здесь как основное средство взаимодействий между ребенком и
окружающим миром.

2. Организационный раздел
2.1.Организация образовательного процесса
№
п/п

Разделы программы

1

Игроритмика
Пальчиковая
гимнастика
Артикуляционная
гимнастика
Игровой массаж
Ритмопластика

2

Год обучения (возрастная группа)
1
(младшая)
В течение года

По плану занятий
5

3

Музыкально
подвижные игры

Логоритмические
распевки

По плану занятий

2.2.Материально-техническое обеспечение
Предметы, используемые для реализации программы
На занятиях используются различные предметы: платочки, бубны,, обручи, плоские
кольца, флажки, султанчики, погремушки, цветы, воздушные шарики, мячи, колокольчики,
шляпки.
Технические средства
Музыкальный центр, аудио материал

3. Содержательный раздел
3.1. Учебно-тематический план
Программа рассчитана на 1 год обучения в соответствии с возрастом детей:
 Первая младшая группа – дети 2-3 лет - 10 мин.
3.2. Первый год обучения (Первая младшая группа, 2-3 года)
1. Игроритмика. Упражнения пальчиковой, ручной артикуляционной, дыхательной
гимнастики. Постановка речевого выдоха. Движения руками в различном темпе.
Различие динамики звука «громко»- «тихо». игровой массаж. Выполнение движений
под музыку
2. Ритмопластика. Музыкально-ритмические игры
3. Логоритмические распевки
Все части занятий выполняются с использованием музыки и песен.

6

3.6 Перспективный план занятий по программе «Логоритмика»
Первая младшая группа

Перспективный календарный план
Месяц

Неделя

Октябрь

1
неделя

2
неделя

Игроритмика
Игровой массаж

Пальчиковая и
артикуляционная гимнастика
1.Развивать умение сжимать и
Массаж №1
разжимать кулачки в
сопровождении текста:
Игра «Прятки»
- в прятки пальчики играли
И головки убирали
Вот так, вот так
Все головки убирали
2. Развивать умение высовывать
и убирать язык:
Игра «Язычок убежал в домик»
Воспитатель предлагает детям
поиграть с язычком: вышел
язычок погулять (положить
язычок на нижнюю губу), затем
испугался собачку (игрушка) и
спрятался (язычок убрать и
зажать губы) – 3-4 раза
повторить
1.Развивать умение выполнять Массаж №1
движения пальчиками.
развивать мышцы рук.
Игра «Капуста»
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмем жмем
Мы капусту рубим, рубим

Логоритмическая
распевка

Упражнения на
дыхание
Формировать
Распевка №5
произвольный выдох:
игра «Занавесочка»,
«Шторка»
Воспитатель
предлагает подуть на
шторку, чтобы
увидеть игрушку,
которая за ней
спрятана, ребёнок
дует на бахрому,
выполненную из
салфетной или
гофрированной
бумаги, называет кто
спрятался за бахромой

Развивать длительный
речевой выдох
Игра «Горячая
картошечка»
Воспитатель
показывает на
тарелочке

Распевочка 5

Ритмопластика
Муз.- ритмическая игра
«Где же наши ручки»

Муз.- ритмическая игра
«Где же наши ручки»

7

3
неделя

4
неделя

Мы капусту трем, трем
2.Удерживание расслабленного
язычка на нижней губе
Игра «попробуем конфетку»
Воспитатель предлагает
поиграть с язычком; «угостим
язычок». дети кладут широкий
язычок на нижнюю губу и
удерживают его 3 сек. затем
убирают.
Игра «Длинная морковка»
Угостим зайчика морковкой.
показывает детям длинный, как
морковка язычок. дети
повторяют движения язычка 3-4
раза
1.Развивать круговые движения Массаж №1
пальчиков по ладони
Игра «Яблочко»
Дети катают мячик по ладони
Круглое яблоко
Выросло на ветке
Вкусное сладкое
Любят его детки
2.Развивать умение поднимать
и опускать губы, показывая
зубки: открывать и закрывать
рот. стуча зубами
Игра «Кусаем яблочко»
Показываем как стучат зубки,
имитируя жевание.
Игра «Оближем губки» (3-4
раза)
1.Развивать движения пальцев
Массаж №1
вверх-вниз (шевелить

картошечку.
предлагает детям
подуть на нее
остудить ее и угостить
Хрюшу

Формирование
Распевка 6
произвольного выдоха
Игра «Яблочко
укатилось»
Сдувание с ладошки
шариков из фольги

Муз.- ритмическая игра
«Где же наши ручки»

Развивать длительный
целенаправленный

Муз.- ритмическая игра
«Где же наши ручки»

Распевка 6

8

Ноябрь

1
неделя

пальчиками опуская и
поднимая руки):
Игра «Осенние листочки»
Ветер сильный набежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели
И на землю тихо сели
2. развивать умение поднимать
язык к верхней губе, опускать
вниз к нижней губе
Игра «Ветер с листочком
играет»
Ветер дует – листок летит вверх
(язычок поднять). листик падает
вниз (опустить язычок) – 4-5
раз
1.Развивать движения пальцев
Массаж №2
вверх-вниз (шевелить
пальчиками опуская и
поднимая руки):
Игра «листопад»
Листопад, листопад
Листья жёлтые летят,
Под ногами шелестят
2. развивать умение поднимать
язык к верхней губе, опускать
вниз к нижней губе
Игра «Ветер с листочком
играет»
Ветер дует – листок летит вверх
(язычок поднять). листик падает
вниз (опустить язычок) – 4-5
раз
Игра «Ветер гудит»
Вытянуть губы вперед:

речевой выдох
Игра «Чей листочек
улетел с веточки»
Сдувать бумажный
листок с ладошки или
дуть на подвешенный
листочки на ниточке

Развивать длительный Распевка 7
целенаправленный
речевой выдох
Игра «Чей листочек
улетел с веточки»
Сдувать бумажный
листок с ладошки или
дуть на подвешенный
листочки на ниточке
Игра «Горячая
картошка»
Губы вытянуть вперед
и подуть

Муз.- ритмическая игра
«Дай ладошечку, моя
деточка»

9

2
неделя

3
неделя

«У-У-У-У» - 4-5 раз
1. Развивать умение загибать
пальчики в сопровождении
текста
Мы посуду всю помыли
Чайник, чашки, ложки, тарелки,
поварёшки
Блюдце не сломали
Маме помогали
(на первые две строчки – тереть
ладонь об ладонь. а на
остальные строчки загибать
пальчики к ладони по очереди)
2. Развивать длительный
ротовой выдох
Игра «Подуй на чай»
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу
Больше греться не хочу
Крышка громко зазвенела
«Пейте чай, вода вскипела»
Буль – буль – буль
(детям предлагается подуть на
горячий чай. дети по показу
дуют на чашечку или на
ладошку)
1. Развивать умение загибать
пальчики в сопровождении
текста
Мы посуду всю помыли
Чайник, чашки, ложки, тарелки,
поварёшки
Блюдце не сломали
Маме помогали
(на первые две строчки – тереть
ладонь об ладонь. а на

Массаж №2

Развивать точные
Распевка 7
движения языка
Игра «Оближи губки»
Воспитатель
предлагает поднять
язычок вверх облизать
верхнюю губу, а затем
нижнюю губу – 5 раз
Игра «Киска пьёт
молочко»
Движения языка
вперед – назад,
медленно-быстро.

Муз.- ритмическая игра
«Дай ладошечку, моя
деточка»

Массаж №2

Развивать точные
Распевка 10
движения языка
Игра «Оближи губки»
Воспитатель
предлагает поднять
язычок вверх облизать
верхнюю губу, а затем
нижнюю губу – 5 раз
Игра «Киска пьёт
молочко»

Муз.- ритмическая игра
«Дай ладошечку, моя
деточка»

10

4
неделя

остальные строчки загибать
пальчики к ладони по очереди)
2. развивать направленный
речевой выдох
Игра «погаси свечу»
Поиграть с огоньком (фонарик),
подуть резко «ФУ-У-У-У»
свеча погасла «Ой – Ой- Ой!»
Можно подуть на картинку с
изображением свечи.
1. Развивать умение загибать
Массаж №2
пальчики в сопровождении
текста
Мы посуду всю помыли
Чайник, чашки, ложки, тарелки,
поварёшки
Блюдце не сломали
Маме помогали
(на первые две строчки – тереть
ладонь об ладонь. а на
остальные строчки загибать
пальчики к ладони по очереди)
2. развивать направленный
речевой выдох
Игра «погаси свечу»
Поиграть с огоньком (фонарик),
подуть резко «ФУ-У-У-У»
свеча погасла «Ой – Ой- Ой!»
Можно подуть на картинку с
изображением свечи.

Движения языка
вперед – назад,
медленно-быстро.

1.Развивать умение
удерживать язычок на
нижней губе
Игра «Блюдце»
Воспитатель
показывает блюдце,
предлагает положить
широкий язычок, как
блюдце, на нижнюю
губу - 5 раз
2. Развивать умение
удерживать язык на
верхних зубах
Игра «Чашечка»
Воспитатель
показывает
игрушечную чашечку
предлагает сделать
чашечку своим
язычком. по показу
воспитателя дети
поднимают язычок
вверх и закрывают им
верхние зубы (язычок
в форме чашечки)

Распевка 10

Муз.- ритмическая игра
«Дай ладошечку, моя
деточка»

11

Декабрь

1
неделя

2
неделя

1. развивать умение соединять
пальцы под углом в форме
домика, собирать пальцы в
замок
Игра «дом»
Посмотрите дом какой
И с крылечком и с трубой.
На дверях висит замок
Чтоб чужой
Войти не смог.
Потянули,
Покрутили,
Постучали и открыли (дети
имитируют движения
пальчиками)
2.развивать плавный речевой
выдох, силу голоса (тихогромко)
Игра «Часы – часики»
Часы тикают вот так «Тик-так,
тик-так»
Воспитатель обращает
внимание, что настенные часы,
будильник тикают громко, а
ручные часы тихо. после этого
показывает картинку больших
часов и маленьких, а дети
произносят тихо, громко.
1. развивать умение соединять
пальцы под углом в форме
домика, собирать пальцы в
замок
Игра «дом»
Посмотрите дом какой
И с крылечком и с трубой.

Массаж №3

Развивать умение
Распевка 4
широко открывать и
закрывать рот, плотно
смыкая губы.
Игра «Окошечко».
воспитатель
показывает картинку с
изображением
окошечка и
предлагает поиграть с
язычком. широко
открыть рот –
заглянем в окошечко,
закрыть рот – 5 раз
Игра «Часики».
Воспитатель
показывает, как
тянется язычок к
уголкам губ (вправо –
влево, как тикает
стрелочка часов).
Движения языка
можно сопровождать
движением руки

Муз.- ритмическая игра
«Зашагали ножки.»

Массаж №3

Развивать умение
Распевка 4
широко открывать и
закрывать рот, плотно
смыкая губы.
Игра «Окошечко».
воспитатель
показывает картинку с

Муз.- ритмическая игра
«Зашагали ножки.»

12

3
неделя

На дверях висит замок
Чтоб чужой
Войти не смог.
Потянули,
Покрутили,
Постучали и открыли (дети
имитируют движения
пальчиками)
2.развивать плавный речевой
выдох, силу голоса (тихогромко)
Игра «Часы – часики»
Часы тикают вот так «Тик-так,
тик-так»
Воспитатель обращает
внимание, что настенные часы,
будильник тикают громко, а
ручные часы тихо. после этого
показывает картинку больших
часов и маленьких, а дети
произносят тихо, громко.
1. Развивать умение сжимать и
Массаж №3
разжимать пальцы, поглаживать
указательным пальчиком по
очереди все пальцы в
сопровождении текста
Игра «Продукты»
В магазин ходили
продукты мы купили:
Хлеба две буханки,
молоко, баранки
Мясо и сметаны,
Масло и бананы
Творожок
Конфетки

изображением
окошечка и
предлагает поиграть с
язычком. широко
открыть рот –
заглянем в окошечко,
закрыть рот – 5 раз
Игра «Часики».
Воспитатель
показывает, как
тянется язычок к
уголкам губ (вправо –
влево, как тикает
стрелочка часов).
Движения языка
можно сопровождать
движением руки

Развивать умение
Распевка 8
напрягать мышцы
язычка
Игра «Конфетка»
Язычком надавить в
одну щеку, а потом в
другую – 6 раз
Игра «Вкусное
варенье»
Широким языком
обнять верхнюю губу
и занести язычок в рот
– 6 раз

Муз.- ритмическая игра
«Зашагали ножки.»

13

4
неделя

Угощайтесь детки
2.Вырабатываем длительный
речевой выдох и темп речи
Игра «Накормим Мишку
медом»
Наш Мишутка рассердился
Он медком не угостился
Угостим его
Мишка ест «Ам-Ам-Ам
Дети повторяют медленно быстро
1. Развивать умение плавно
двигать пальчиками вверх-вниз
Игра «Снежинка»
С неба падают снежинки
Словно белые пушинки
Покрывают все кругом
Мягким беленьким ковром
- упражнять в сжимании и
разжимании пальцев с силой в
кулачок
Игра «снеговичок»
Я снежинки собираю
Ком из снега я катаю
Где ты, где ты мой дружок,
Маленький снеговичок?
(поглаживать кулачок всеми
пальчиками)
2. развиваем силу голоса и
плавный длительный выдох
Игра «Зайка»
Зайка беленький сидит и ушами
шевелит
Дети (громко) «АХ-АХ-АХ»
Зайке холодно сидеть

Массаж №3

Упражнять в
Распевка 8
переключаемости
движений губ
Игра «Сердитый
волк»
Губы вытянуть
трубочкой
Игра «Заборчик»
Показать сжатые
зубки (2-3сек), губы
сомкнуть
Игра «Веселая белка»
Губы в улыбке «И-ИИ-И» -удерживать 3
сек. – 5 раз
Игра «Собачка
рычит»
Оскалить зубы, т.е
показать передние
зубы, опустив
нижнюю и подняв
верхнюю губы. – 3 сек
– 5 раз

Муз.- ритмическая игра
«Зашагали ножки.»

14

Январь

3
неделя

Надо лапочки погреть
Дети (тихо) «ох-ох-ох»
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Дети (громко) «АЙ-АЙ-АЙ»
Кто – то зайку напугал
Зайка прыг и ускакал
Дети (тихо) «ой-ой-ой»
1. Развивать умение плавно
двигать пальчиками вверх-вниз
Игра «Снежинка»
С неба падают снежинки
Словно белые пушинки
Покрывают все кругом
Мягким беленьким ковром
- упражнять в сжимании и
разжимании пальцев с силой в
кулачок
Игра «снеговичок»
Я снежинки собираю
Ком из снега я катаю
Где ты, где ты мой дружок,
Маленький снеговичок?
(поглаживать кулачок всеми
пальчиками)
2. развиваем силу голоса и
плавный длительный выдох
Игра «Зайка»
Зайка беленький сидит и ушами
шевелит
Дети (громко) «АХ-АХ-АХ»
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Дети (тихо) «ох-ох-ох»
Зайке холодно стоять

Массаж №3

Упражнять в
Распевка 9
переключаемости
движений губ
Игра «Сердитый
волк»
Губы вытянуть
трубочкой
Игра «Заборчик»
Показать сжатые
зубки (2-3сек), губы
сомкнуть
Игра «Веселая белка»
Губы в улыбке «И-ИИ-И» -удерживать 3
сек. – 5 раз
Игра «Собачка
рычит»
Оскалить зубы, т.е
показать передние
зубы, опустив
нижнюю и подняв
верхнюю губы. – 3 сек
– 5 раз

Муз.- ритмическая игра «С
колокольчиком»

15

4
неделя

Надо зайке поскакать
Дети (громко) «АЙ-АЙ-АЙ»
Кто – то зайку напугал
Зайка прыг и ускакал
Дети (тихо) «ой-ой-ой»
1. Развивать умение плавно
двигать пальчиками вверх-вниз
Игра «Снежинка»
С неба падают снежинки
Словно белые пушинки
Покрывают все кругом
Мягким беленьким ковром
- упражнять в сжимании и
разжимании пальцев с силой в
кулачок
Игра «Снеговичок»
Я снежинки собираю
Ком из снега я катаю
Где ты, где ты мой дружок,
Маленький снеговичок?
(поглаживать кулачок всеми
пальчиками)
2. развиваем силу голоса и
плавный длительный выдох
Игра «Зайка»
Зайка беленький сидит и ушами
шевелит
Дети (громко) «АХ-АХ-АХ»
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Дети (тихо) «ох-ох-ох»
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Дети (громко) «АЙ-АЙ-АЙ»
Кто – то зайку напугал

Массаж №3

Упражнять в
Распевка 9
переключаемости
движений губ
Игра «Сердитый
волк»
Губы вытянуть
трубочкой
Игра «Заборчик»
Показать сжатые
зубки (2-3сек), губы
сомкнуть
Игра «Веселая белка»
Губы в улыбке «И-ИИ-И» -удерживать 3
сек. – 5 раз
Игра «Собачка
рычит»
Оскалить зубы, т.е
показать передние
зубы, опустив
нижнюю и подняв
верхнюю губы. – 3 сек
– 5 раз

Муз.- ритмическая игра «С
колокольчиком»

16

Февраль 1
неделя

2
неделя

Зайка прыг и ускакал
Дети (тихо) «ой-ой-ой»
1. развивать умение поочередно Массаж №4
вытягивать пальцы другой
рукой
Игра «Заболела кисонька»
Заболела кисонька, кисонька –
мурысонька (гладит
пальчиками ладонь)
Ой-Ой! болит головушка
Ой-ой! болит животик
Ой-Ой! болит лапонька!
Ой-ой! болит хвостик
(зажимать, потягивать пальчики
всей ладонью)
Киса, киса, не болей,
Теплое молочко пей! (круговые
движения пальчиком по
ладони)
2. Продолжать формировать
длительный, целенаправленный
выдох
Игра «Чей клубок»
1. развивать умение поочередно
вытягивать пальцы другой
рукой
Игра «Заболела кисонька»
Заболела кисонька, кисонька –
мурысонька (гладит
пальчиками ладонь)
Ой-Ой! болит головушка
Ой-ой! болит животик
Ой-Ой! болит лапонька!

Массаж №4

Развивать
переключаемость
движений языка
Игра «Киска лакает
молочко»
Показать картинку с
изображением
блюдца, подставить
ладошку и делать
лакательные
движения язычком
(медленно, быстро)
Игра «Собачка
рычит» оскалить
зубы, т.е.показать
передние зубы,
опустив ижнюю и
подняв верхнюю
губы.
Игра «Лошадка».
Щелкать язычком,
подражая цоканью
лошадки
Развивать
переключаемость
движений языка
Игра «Киска лакает
молочко»
Показать картинку с
изображением
блюдца, подставить
ладошку и делать
лакательные

Распевка 19

Муз.- ритмическая игра «С
мишкой»

Распевка 19

Муз.- ритмическая игра «С
мишкой»

17

Ой-ой! болит хвостик
(зажимать, потягивать пальчики
всей ладонью)
Киса, киса, не болей,
Теплое молочко пей! (круговые
движения пальчиком по
ладони)
2. Продолжать формировать
длительный, целенаправленный
выдох
Игра «Чей клубок»
3
неделя

Упражнять в сжимании
разжимании пальцев, разводить
пальцы в стороны.
Игра «Как у нашей елочки»
Как у нашей елочки
Колючие иголочки
Ветки – лапы называются
Наши детки удивляются!
2. Развивать плавный речевой
выдох
Игра «Елке жарко»
Воспитатель:
Ты подуй ветерок
Очень жарко дружок
Дети дуют на елочку из бумаги
Развивать силу голоса,
произносить громко, тихо.
Воспитатель:
Висят на елке бусы
Дети громко:
И-И-И
Воспитатель:

Массаж №4

движения язычком
(медленно, быстро)
Игра «Собачка
рычит» оскалить
зубы, т.е.показать
передние зубы,
опустив ижнюю и
подняв верхнюю
губы.
Игра «Лошадка».
Щелкать язычком,
подражая цоканью
лошадки
Упражнять в
растягивании губ в
«улыбке»
Игра «Веселый
клоун»
Показать зубки и
произносить хи-хихи-хи
Игра «Огоньки
мигают»
Язычок поднять вверх
к губе, опустить вниз
к губе.
Игра «Иголка»
Выдвинуть вперед
острый язычок,
удерживать 3 сек.
(язычок острый, как у
елочки иголочки)

Распевка 1

Муз.- ритмическая игра
«Мы ногами топ..»

18

4
неделя

Март

1
неделя

Хлопушки и звезда
Дети тихо: «А –а-а»
Воспитатель:
Мы любим нашу елку?
Дети громко: ДА-ДА-ДА
Упражнять в сжимании
разжимании пальцев, разводить
пальцы в стороны.
Игра «Как у нашей елочки»
Как у нашей елочки
Колючие иголочки
Ветки – лапы называются
Наши детки удивляются!
2. Развивать плавный речевой
выдох
Игра «Елке жарко»
Воспитатель:
Ты подуй ветерок
Очень жарко дружок
Дети дуют на елочку из бумаги
Развивать силу голоса,
произносить громко, тихо.
Воспитатель:
Висят на елке бусы
Дети громко:
И-И-И
Воспитатель:
Хлопушки и звезда
Дети тихо: «А –а-а»
Воспитатель:
Мы любим нашу елку?
Дети громко: ДА-ДА-ДА
1. Развивать умение смыкать и
размыкать большой палец с
указательным пальцем правой и

Массаж №4

Упражнять в
растягивании губ в
«улыбке»
Игра «Веселый
клоун»
Показать зубки и
произносить хи-хихи-хи
Игра «Огоньки
мигают»
Язычок поднять вверх
к губе, опустить вниз
к губе.
Игра «Иголка»
Выдвинуть вперед
острый язычок,
удерживать 3 сек.
(язычок острый, как у
елочки иголочки)

Распевка 1

Муз.- ритмическая игра
«Мы ногами топ..»

Массаж №5

Развивать
подвижность губ и
языка

Распевка 2

Муз.- ритмическая игра
«Пальчики – ручки»
19

левой руки
Игра «Птички клюют»
Чик-чирик
Чик-чирик!
К зернышкам прыг. клюй не
робей наш воробей.
- Пальчиками обеих рук плавно
двигать вверх –вниз
Игра «Птички полетели»
Птички полетели, крыльями
махали.
Махали, махали, сели,
отдыхали
2. Развивать длительный
речевой выдох и ритм речи.
Игра «Сова»
Совушка – сова, большая
голова
На ветке сидит
Да как закричит
Дети: «У-У-У-У».
Воспитатель показывает
картинку кукушки.
Игра «Кукушка»
Воспитатель показывает
картинку и произносит
Кукушка летала
«ку-ку-ку» кричала
Воспитатель относит картинку
подальше от детей, дети
произносят тихо «ку-ку-ку»
Картинка ближе к детям, дети
произносят громко «КУ-КУКУ»

Игра «Клювики»
Предложить
выдвинуть губы
вперед и смыкать и
размыкать губы (как
клювики у птичек)
повторять 6 раз
Игра «Дятел»
Предложить открыть
рот, острым язычком
стучать по верхним
зубам «д-д-д-д-д»
Воспитатель:
Я по дереву стучу,
червячка добыть хочу.
Дети: «д-д-д-д-д-д»

20

2
неделя

1. Развивать умение смыкать и
размыкать большой палец с
указательным пальцем правой и
левой руки
Игра «Птички клюют»
Чик-чирик
Чик-чирик!
К зернышкам прыг. клюй не
робей наш воробей.
- Пальчиками обеих рук плавно
двигать вверх –вниз
Игра «Птички полетели»
Птички полетели, крыльями
махали.
Махали, махали, сели,
отдыхали
2. Развивать длительный
речевой выдох и ритм речи.
Игра «Сова»
Совушка – сова, большая
голова
На ветке сидит
Да как закричит
Дети: «У-У-У-У».
Воспитатель показывает
картинку кукушки.
Игра «Кукушка»
Воспитатель показывает
картинку и произносит
Кукушка летала
«ку-ку-ку» кричала
Воспитатель относит картинку
подальше от детей, дети
произносят тихо «ку-ку-ку»

Массаж №5

Развивать
Распевка 2
подвижность губ и
языка
Игра «Клювики»
Предложить
выдвинуть губы
вперед и смыкать и
размыкать губы (как
клювики у птичек)
повторять 6 раз
Игра «Дятел»
Предложить открыть
рот, острым язычком
стучать по верхним
зубам «д-д-д-д-д»
Воспитатель:
Я по дереву стучу,
червячка добыть хочу.
Дети: «д-д-д-д-д-д»

Муз.- ритмическая игра
«Пальчики – ручки»

21

Картинка ближе к детям, дети
произносят громко «КУ-КУКУ»
3
неделя

1. Формировать умение водить
пальчиком по ладони
круговыми движениями и
стучать пальчиками по ладоням
Игра «Цыплятки»
Желтые комочки
Легкие, как вата.
Бегают за курочкой
Малые цыплята.
Дети: «пик-пик-пик»
- упражнять в сжимании и
разжимании пальцев в «замок»
Игра «Гуси»
Гуси в белых перышках, мы
дадим вам зернышки
2. Развивать плавный речевой
выдох.
Игра «Курочка»
Дети по подражанию
произносят плавно «ко-ко-ко»
Воспитатель:
Не ходите далеко
Лапками гребите, зернышки
ищите
Дети «а-а-ам, а-а-ам, а-а-ам»
Игра «Гуси – гуси»
Гуси, гуси
Дети «ГА-га»
Есть хотите?
Дети «да-да-да»
Ну летите же домой, серый

Массаж №5

Распевка 3

22

волк под горой!
Дети «ой-ОЙ-ОЙ-ОЙ-ОЙ»

Апрель

Май

4
неделя
1
неделя
2
неделя
3
неделя
4
неделя

Массаж №5

Распевка 3

Массаж №6

Распевка 12

Массаж №6

Распевка 12

Массаж №6
Массаж №6

Список используемой литературы
1. Картушина М.Ю. «Логоритмика для молышей» Сценарий занятий с детьми с 3 -4 лет «Творческий центр» Москва 2005

2. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - пресс», 2000.
3. Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. Москва 1998г.

4. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль 2004г.
5. Бриске И.Э. Ритмика и танец. Челябинск, 1993г.

6. Константинова Л.Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. – СПб: Просвещение, 1994.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».