Пояснительная записка
На протяжении всей истории люди искали пути и средства для своего
всестороннего личностного развития и совершенствования. Еще древние эллины с
целью «воспитания тела и духа» использовали сочетание музыки и движения «орхестрику», которая позволяла развивать физические качества, пластику,
красивую осанку, музыкальные способности, а так же эстетический вкус.
Ныне большой популярностью пользуется ритмическая гимнастика. О ней
вспомнили в начале двадцатого века. С.М.Волконский, популяризатор идей Жака
Далькроза писал, что «ритмическая гимнастика должна стать средством
всестороннего воспитания будущих поколений».
О ее благотворном воздействии на развитие детей писали Т.С.Лисицкая
(1989), С.В.Шарманова (1993), Н.А.Фомина (1996), В.Н.Курысь (1998),
С.Ю.Максимова (2002), Е.П.Прописнова (2003) и др.
Ритмическая гимнастика уникальна: здесь и темп, и интенсивность
движений, и работа всех мышц и суставов, и веселая ритмическая, музыка, и яркая
одежда. Все это создает положительные эмоции. Не случайно ритмическая
гимнастика получила массовое распространение во всем мире.
Известны достоинства ритмической гимнастики как средства воздействия на
психическое и физическое состояние ребенка.
Ритмическая гимнастика развивает:
-воображение и творческую активность;
-музыкальный слух и ритм;
-формирует основы культуры движений, красивую осанку;
-повышает эмоциональный настрой;
-обучает, знакомит с культурой разных народов;
-способствует оздоровлению, повышает физическую работоспособность;
-развивает основные физические качества.
Музыка и движения открывают для детей богатый мир красоты и света.
Цель:
Основной целью кружка является - психологическое раскрепощение ребенка
через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального»)
инструмента.
Задачи:
1.Развитие музыкальности:
-развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее
настроение и характер, понимать содержание;
-развитие музыкального слуха, чувства ритма;
-развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству
звуков;
-развитие музыкальной памяти.
2.Развитие двигательных качеств и умений:
-развитие ловкости, точности, координации движений;
-развитие гибкости и пластичности;
-воспитание выносливости , развитие силы;
-формирование правильной осанки, красивой походки;
-развитие умения ориентироваться в пространстве;
-обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3.Развитие творческих способностей.
4.Развитие и тренировка психических процессов:
-развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и
пантомимике;
-развитие восприятия, воли, внимания, памяти, мышления.
Особенности возрастной группы детей:
Программа кружка рассчитана для занятий с детьми младшего и среднего
дошкольного возраста. Количество детей в группе 15 человек.
Режим занятий:
Занятия с детьми проводятся два раза в неделю во 2-ой половине дня в
соответствии с учебным планом ДОУ, не нарушая гигиенические требования и
максимальную нагрузку на ребенка.
Продолжительность занятий для детей 3-5лет 20 минут (в неделю 40 мин)
Общее количество часов в год – 25 часов.
Продолжительность занятий для детей 4-6 лет 25 минут (в неделю 50 мин)
Общее количество часов в год – 27 часов.
Обучение детей в кружке ведется по программе ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной (Санкт- Петербург, 2000г.), а также по
«Учебно - методическому пособию для преподавателей танцев и ритмики» автор составитель Е.А.Пинаева (г. Пермь, 1997г.).
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
К концу учебного курса у ребенка развивается способность воспринимать и
передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять
движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. У ребенка развиваются
разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Он способен
запоминать музыку и движения. Развивается выразительность мимики и
пантомимики. Ребенок учится передавать в мимике, позе, жестах разнообразную
гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции. Ребенок
импровизирует под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на
занятиях движений
Диагностика музыкального и психомоторного развития детей проводится по
программе А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика» через наблюдения и
индивидуальные задания.
Проведение занятий по ритмической гимнастике и обучению
ритмическому танцу
Содержание программы представлено перспективным планированием.
Занятия каждого месяца объединены одной темой , которая отражается во всех
видах деятельности.
Учебный материал распределяется согласно принципу возрастания и
чередования нагрузки. Согласно требованиям по физическому и музыкальноритмическому воспитанию ребенка. Составляют единую систему обучения и
отвечают требованиям к технологии построения и проведения учебных занятий.
Структура занятий - общепринятая. Каждое занятие состоит из трех частей:
подготовительной, основной и заключительной. Деление занятия относительно.
Каждое занятие - единое целое, где все элементы тесно связаны друг с другом.
Подготовительная часть занятия. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы
подготовить организм ребенка - его центральную нервную систему, различные
функции - к работе: разогреть мышцы, связки, суставы, создать психологический
и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание. Для решения этих задач
используются маршировки, разминки, пальчиковые игры, игры на развитие
движения.
Основная часть - решаются основные задачи, формируются двигательные
умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных
способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости,
выносливости и т.д. Это ритмические и бальные танцы, диско-танцы, парные
танцы и танцевально-ритмические композиции, игры на развитие способности к
импровизации, творческому самовыражению.
Заключительная часть. Ее задачи - постепенное снижение нагрузки,
обеспечивает переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию
детей. В этой части занятия используются, упражнения для расслабления мышц,
дыхательные и на укрепление осанки, игровой самомассаж, музыкальноподвижные игры малой интенсивности.
Организация проведения занятий
Любое занятие начинается с организованного входа в зал. Приветствия
детей. Затем осуществляется построение и детям сообщается задача занятия - чем
они будут заниматься, что нового узнают, чему новому научатся на данном
занятии. Если в конце занятия дети ответят на вопросы взрослого, то
поставленные задачи можно считать выполненными.
Занятия проводятся в сопровождении рассказов, речитативов, создается
воображаемая игровая или ролевая ситуация, сюжет, правила для действий с
предметами и без них.
Особое значение в проведении занятий имеет эмоциональный настрой
педагога, его речь, доброжелательное отношение к окружающим, активное
участие в выполнении поставленной задачи. Все это создает атмосферу праздника
и вызывает положительные эмоции участников-детей.
При правильной и четкой организации занятие имеет хорошую общую и
моторную плотность.
Особенности методики обучения
Начальный этап - включает в себя название упражнения, показ упражнения,
объяснение техники выполнения, первые попытки опробования упражнения.
Этап углубленного разучивания - включает в себя уточнение
совершенствование деталей техники выполнения упражнения или движения.
и
Этап закрепления и совершенствования - характеризуется образованием
двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Ведущую роль
приобретает метод соревнования и игры.
Учебный план
Для детей от З до 5 лет
Количество учебных часов
1. Образные танцы
13 часов
2. Танцы современных ритмов - Диско
2 часа
3. Парные танцы
4. Музыкальная игра на развитие способности к
импровизации, творческому самовыражению
5. Музыкально - ритмические композиции
2часа
2часа
2 часа
2часа
6. Маршировка
2часа
7. Разминка
Всего:
25 часа
Для детей от 4 до 6 лет
Количество учебных часов
1. Образные танцы
6часов
3. Музыкально - ритмические композиции
3часа
2. Парные танцы
4. Танцы современных ритмов - Диско
2часа
3часа
5. Игра на развитие способности к импровизации, 5 часов
творческому самовыражению
6. Русский народный танец
7. Маршировка
8. Разминка
2 часа
3часа
Всего:
3 часа
27 часа
Для детей от З до 5 лет
Количество учебных часов
1. Образные танцы
«Плюшевый
«Рыбачек»
медвежонок» 2часа
«Веселые путешественники»
«Чебурашка»
«Поросята»
2часа
«Белочка»
1час
2. Танцы современных ритмов «Ежики»
4. Музыкальная
импровизации,
самовыражению
5. Музыкально
композиции
6. Маршировка
7. Разминка
1 час
«Кукуджамба»
на
развитие способности к
творческому
1 час
«Стирка»
игра
1час
2часа
«Лошадки»
3. Парные танцы
2часа
2часа
«Неваляшки»
- Диско
2часа
1 час
«Маленький танец»
2часа
Игра «Совушка»
30 мин
Игра «Птички и ворона»
Игра «Я танцую»
Игра «Ленточки-хвосты»
-ритмические «Разноцветные
30мин
30 мин
30 мин
стекляшки» 1час
«Танец кукол и мишки»
1час
«Колобок»
30 мин
«Красная шапочка»
«Где водятся волшебники»
Всего:
30 мин
30 мин
30 мин
25 часа
Для детей от 4 до 6 лет
Количество учебных часов
1. Образные танцы
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
«Едем к бабушке в деревню» 1час
«Лошадки»
1час
Образные танцы к
1час
новогоднему утреннику
«Кот Леопольд»
1час
«Антошка»
1час
«Чунга-Чанга»
1час
«Мячик»
1час
Парные танцы
Полька «Ладошки»
2часа
Музыкально - ритмические «Кукляндия»
1час
композиции
«Танцуйте сидя»
1час
Танцы современных ритмов Диско «Мим»
1час
— Диско
Диско «Чики-рики»
1час
Диско «Тук-тук»
1час
Диско
«Воробьиная 1час
дискотека»
Игра
на
развитие Игра «Музыкальное эхо»
30 мин
способности
к Игра «Поезд»
1час
импровизации, творческому Игра «Музыкальные стулья» 1час
самовыражению, быстроты Игра «Два Мороза»
30 мин
реакции
Танец-игра «Найди себе пару» 1час
( на музыку «Добрый жук»)
Игра «Козочки и волк»
1час
Русский народный танец
1час
Маршировка
«Музыканты
короля
1час
«Марш» Г.Свиридова
30 мин
«Дружно мы шагаем»
30 мин
«Мишка Теди идет на
1час
пикник»
Разминка
«Разминка с хлопками»
1час
«Новогодние игрушки»
1час
«Часики»
1час
Всего:
МЕСЯЦ
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
3 - 5 лет
ЦЕЛЬ
27 часа
МЕТОД
РАБОТЫ
ТЕМА
ЗАНЯТИЯ
«На лесной Учить детей ориентироваться в Маршировка
опушке»
пространстве, координировать свои «Красная
движения
с
музыкой, шапочка»
формирование навыков ходьбы.
Разминка
Развитие
чувства
ритма, «Квампания»
выразительности
движений, «Плюшевый
воображения, пластики, умение медвежонок»
вслушиваться в слова, музыку, «Рыбачек»
точно передавая все нюансы
песенки в движениях. Развитие Игра «Птички и
музыкальности, выразительности ворона»
движений,
способности
к Пальчиковая игра
импровизации,
воображения, «Сидит белка на
фантазии.
тележке»
«Веселый
Развитие координации рук и ног в «Веселые
экспресс»
процессе
ходьбы,
быстроты путешественники»
реакции,
умения
сочетать Разминка «Песенка
движения с музыкой.
кота
Учить ориентировке в
Леопольда»
(«На
пространстве, ходьбе «змейкой»
крутом бережку»)
друг за другом по кругу и т.д. со
Игра
«Ниткасменой ведущего
иголка»
Развивать точность движений,
Пальчиковые игры,
ритмичность,
игры на развитие
движения
«В гости к Развитие выразительности и
Маршировка «Где
Чебурашке» пластики, точности и ловкости
водятся
движений, музыкального слуха
волшебники»
Развивать выдержку, творческое «Чебурашка»
воображение, память, внимание, «Поросята»
быстроту реакции.
Игра «Совушка»
«Воробьиная Развитие образного мышления, «Танцы
дискотека»
памяти
воображения, современных
музыкальности.
ритмов - диско»
Развитие импровизации детей в Игра «Я танцую»
танце.
«Путешествие Развитие памяти, музыкального «Разноцветные
по
станциям»
Март
«В гости к
игрушкам»
Апрель
«Поход
зоопарк»
Май
«Конкурс
танца»
слуха, чувства ритма, быстроты стекляшки»
реакции,
выразительности «Маленький танец»
движений.
Развитие выразительной пластики, «Танец кукол и
творческого воображения, чувства мишки»
ритма, точности, ловкости и «Светит месяц»
координации движений, памяти, «Неваляшки»
внимания,
быстроты
реакции.
Освоение шага «с каблучка»
Развитие
чувства
ритма,
выразительности,
точности
и
координации движений.
в Развитие
чувства
ритма, «Лошадки»
координации движений, чувства «Белочка»
равновесия,
выразительности,
пластики, умение перестраиваться в Игра
«Ленточкипространстве
(в
круг
в хвосты»
рассыпную).
Развитие
мягкости,
плавности
движений
рук,
формирование
навыка пружинить ногами во время
маховых
движений
руками,
развитие
музыкального
слуха,
выразительной пластики. Развитие
воображения,
выразительности
движений для передачи знакомого
образа
Повторить изученный материал по Разученные в
ритмическим
танцам.
Учить течение года
импровизировать
под
музыку. танцевальные
Содействовать
развитию композиции,
танцевальности, музыкальности и маршировки,
координации движений, чувства разминки /по
ритма.
выбору
педагога/
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
4 - 6 лет
МЕСЯ
Ц
Октябрь
Ноябрь
ТЕМА
ЗАНЯТИЯ
«Музыканты
короля»
1-8занятия
«Едем к
бабушке в
деревню»
ЦЕЛЬ
Учить детей ходьбе с высоким
подниманием стопы.
Развивать у детей ритмический
слух, учиться хлопать в такт
музыке, обучаться различным
приемам хлопков.
Развитие ритмического слуха,
координации движений, умению
ориентироваться в пространстве.
Развивать координацию,
воображение. Учить выполнять
быстро и точно движения под
музыку.
Учить детей передавать сильную
долю музыки хлопками,
притопами, на музыкальных
инструментах
Укрепление осанки, развитие
гибкости.
Развитие координации рук и ног в
процессе ходьбы, развитие
ритмического слуха (чувства
сильной доли), ловкости и
точности движений.
Развитие ловкости и точности
движений, умения
координировать движения с
музыкой, воспитание творческого
воображения.
Развитие чувства ритма,
координации, равновесия,
выразительности пластики,
умению ориентироваться в
пространстве.
Развитие ловкости, быстроты
реакции.
МЕТОД
РАБОТЫ
Маршировка
«Музыканты
короля
«Разминка с
хлопками»
Полька «Ладошки»
Диско «Мим»
Игра
«Музыкальное
эхо»
Зарядка «Я
позвоночник
берегу»
Маршировка
«Марш»
Г.Свиридова
«Едем к бабушке в
деревню»
«Лошадки»
Игра «Поезд»
Упражнения для развития
«Игра по
мышечной силы
станциям»
Декабрь «Новогодние
Укреплять основные мышечные Маршировка
игрушки»
группы для формирования осанки, «Дружно мы
закрепление
выполнения шагаем»
танцевальных движений.
Разминка
Развитие
воображения, «Новогодние
музыкальности, выразительности игрушки»
движений, умение ориентироваться Образные танцы к
в
пространстве.
Развивать новогоднему
координацию, учить выполнять утреннику
движения точно и быстро в Диско «Чикиподвижном
темпе.
Развитие рики»
ловкости и быстроты реакции.
Игра «Два Мороза»
Январь
«Путешествие Развитие координации движений Маршировка
в Кукляндию» рук и ног в процессе ходьбы по «Мишка Теди идет
кругу парами, быстроты реакции, на пикник»
ориентировке в пространстве. Разминка «Часики»
Развитие координации, обучение «Кукляндия»
танцевальным
движениям. Диско
«Тук-тук»
Развитие
выразительности Игра
движений,
творческого «Музыкальные
воображения,
способности
к стулья»
импровизации,
а
так
же
подвижности нервных процессов
(быстроты реакции), координации
движений.
Развитие координации движений,
памяти, умению быстро двигаться
под ритмичную музыку. Развитие
быстроты реакции
Февраль «Лесные
Учить
ориентироваться
в Маршировка
приключения» пространстве, передавать бодрый, «Веселая
веселый
характер,
развивать прогулка»
координацию, память.
Разминка «Красная
Развитие координации, чувства шапочка»
ритма, умения переносить вес с Диско
ноги
на
ногу,
творческого «Воробьиная
воображения, памяти, внимания, дискотека»
быстроты реакции.
Развитие творческого воображения, Игра «Козочки и
музыкального
слуха, волк»
выразительности движений.
Игра «Найди свое
место»
Март
«Мультяшки» Учить
ориентироваться
в Маршировка «Волк
пространстве,
координации и семеро козлят»
движений, формирование навыков Разминка «Ну,
Апрель
«Спортландия»
Май
«В мире
музыки и
танца»
ходьбы, исполнения ритмичных погоди!»
поскоков
«Кот Леопольд»
Развитие
чувства
ритма, «Антошка»
координации движений. Развитие «Чунга-Чанга»
выразительности
движений,
творческого воображения, чувства
ритма, координации движений,
памяти, внимания.
Развитие
точности,
ловкости,
координации движений, быстроты
реакции,
чувства
ритма,
способности к импровизации.
Развитие
выразительности Маршировка
движений, образного мышления, «Красная шапочка »
чувства ритма.
Разминка «Кручу
Формирование навыков кружения педали» (кот
на месте на поскоках, развитие Леопольд)
координации, точности и ловкости «Мячик»
движений, памяти, внимания. «Танцуйте сидя»
Тренировка подвижности нервных Танец-игра «Найди
процессов,
умения
сочетать себе пару»
движения с музыкой в быстром
темпе. Развитие чувства ритма,
ориентировке в пространстве,
коммуникативных
навыков,
способности к импровизации.
Упражнения
на
расслабления
мышц,
дыхательные
и
на
укрепление осанки.
Способствовать развитию
Разученные в
творческих способностей детей
течение года
при использовании знакомых
танцевальные
движений в танцевальных
композиции,
композициях и импровизациях.
маршировки,
Закрепить умение ритмично и
разминки
выразительно двигаться в танце,
/по выбору
содействовать развитию
педагога/
музыкальности, танцевальности и
координации движений.
(в конце каждого
конкурса
определяются
победители, они
награждаются
отличительными
значками короля
Ритма)
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Выступление на родительском собрании «Роль
музыкально-ритмических движений в общем развитии
Сентябрь
детей».
2. Познакомить родителей с планом работы кружка, Октябрь
задачами, репертуаром.
3. Участие родителей в подготовке костюмов для Декабрь, апрель
выступления.
4. Открытые занятия, просмотр.
Январь
5. Просмотр отчетного концерта.
Май
РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ
1.
Консультация
«Роль музыкально – ритмических движений в
развитии детей»
2.
Презентация
Сентябрь
музыкально-ритмических Январь
авторских игр Еремеевой
3. Рекомендации по изготовлению атрибутов и Декабрь, Апрель
костюмов к танцам
4. Просмотр открытых итоговых занятий
Май